Тема занятий |
Цель и задачи |
Формы работы |
Сентябрь |
1.Диагностика |
Определение уровня экологической воспитанности детей. |
|
2.«Я и природа» |
Закрепить знания о правилах поведения на природе.
Учить доброму и бережному отношению к природе.
|
- Беседа «Что такое природа?»
- Рассматривание иллюстраций
«Что хорошо, а что плохо»
- Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки» |
3. «Живая и неживая природа» |
Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе. |
Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»
Решение проблемных ситуаций. |
4. «Что нам осень подарила» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. |
- Беседа«Что растет на грядке?»
- Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение.
|
Октябрь |
1. «Дары осени» |
Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно. |
Коллективная аппликация |
2. «Осень, осень в нашем парке» |
Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. Полюбоваться красотой осенней природы. |
Прогулка по территории парка
Игра «Найди дерево по описанию» |
3. «Осенние хлопоты человека» |
Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. |
Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»
Отгадывание загадок об овощах и фруктах
Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью» |
4. «Насекомые осенью» |
Систематизировать представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего вида.
Расширять представления о среде обитания насекомых осенью.
Закреплять умение выделять различия между насекомыми по внешнему виду. |
Беседа на тему «Насекомые осенью».
Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» |
Ноябрь |
1.«Экология нашего города» |
Формирование у детей экологического сознания – понимания необходимости поддерживать чистоту города. |
Беседа «Природу должен охранять человек?»
Игра «Рассортируй мусор»
|
2. «Грибы» |
Продолжать знакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка), дать знания о полезных свойствах грибов. |
Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. |
3. «Летающие семена»
|
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. |
Опыт «Летающие семена» |
4.«Дикие звери осенью» |
Способствовать формированию представлений детей о диких зверях, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. |
Просмотр фильма «Как звери готовятся к зиме»
Д/и «Кто чем питается?»
Отгадывание загадок. |
Декабрь |
1.«Домашние животные» |
Закреплять знания о домашних животных, внешнем виде их повадках.
Уточнять названия детенышей домашних животных. |
Беседа «Наши питомцы».
Викторина «Домашние животные» |
2. «Как живут наши пернатые друзья зимой» |
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки, развивать интерес к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Воспитывать у детей желание заботиться о птицах. |
Беседа «Пернатые друзья»
Наблюдение за зимующими птицами на участке (ворона и воробей).
Д/И «Я загадаю, вы отгадайте» |
3. «Зимушка - зима» |
Расширять знания детей о зиме, представлениях о сезонных изменениях в природе, закреплять знания. |
Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.
Прослушивание песен о зиме. |
4. «Из чего состоит снег?» |
Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. |
Наблюдение за снегом.
Опыт «Определение чистоты снега». |
Январь |
1. «Зимние месяцы» |
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах, активизировать словарный запас. Расширять знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. |
Беседа о зимних месяцах.
Опыт «Замерзание воды»
Дидактические игры: «Кто больше слов придумает о зиме», «Да или нет». |
2. Игра «Веселые почемучки» |
Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. |
Отвечаем на вопросы:
Почему у зайца длинные уши? Какое животное самое крупное? Что такое град? Почему небо голубое? Что такое солнечный зайчик? Что такое туча? |
3. «Загрязнение водоемов» |
Подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о водоемах и их обитателях в связи с тем, что жить в грязной воде трудно и опасно. Учить рассуждать и обосновывать свои предположения и умозаключения. Воспитывать желание не грязнить рядом находящиеся реки и пруды. |
Беседа с детьми «Почему происходит загрязнение водоемов?»
|
«Уличные тени» |
Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод. |
Опыт «Уличные тени» |
Февраль |
1. «Наблюдение за состоянием погоды» |
Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия. |
Наблюдение за погодой во время прогулки на территории детского сада. |
2. «Наш город. Дом» |
Закрепить с детьми о родном городе, его особенностях. Познакомить с достопримечательностями города, учреждениях (для чего они нужны, кто их строит) |
Беседа с детьми «Город, в котором мы живем»
Викторина «Что? Где? Когда?»
|
3. «Бумага, древесина,
ткань»
|
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. Уметь их сравнивать. |
1. Беседа
2. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.
3. Опыт с бумагой, древесиной.
4. Оригами из бумаги. |
4. «Растения в нашем уголке природы» |
Продолжать знакомить детей с видами комнатных растений, названиями, условиями жизни и ухода за ними. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Беседа о комнатных растениях.
Дидактическая игра «Угадай растение».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел» |
Март |
1«Дорога к доброму здоровью» |
Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам. |
Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»
Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом) |
2. «День воды» |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения. |
Беседа о воде и ее значении в жизни человека, животных и растений.
Проведение опыта «Потребность растений в воде»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». |
3. «Круговорот воды в природе» |
Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Просмотр познавательного фильма «Путешествие капельки» |
4. «Маленькие огородники» |
Сформировать первичные представления о выращивании культурных растений из семян в домашних условиях и значимость данного мероприятия для будущего роста и развития растений в природе и для человека. Воспитывать трудолюбие. |
Посадка лука, семян овощей и цветов на подоконнике. |
Апрель |
1 «Наблюдение за почками на деревьях» |
Продолжать учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, учить делать вывод на основе увиденных наблюдений. |
Рассматривание почек березы и тополя. |
2. «Сокровища леса» |
Расширять знания детей о роли леса в жизни человека, что человек получает от леса, о правилах поведения в лесу. |
Рассматривание картин с изображением леса, рисование экологических знаков. |
3. «Камни. Как человек использует камни» |
Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. |
Выставка «Такие разные камни» |
4. «Как гусеница превращается в бабочку?» |
1. Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о жизненном цикле бабочки. |
Презентация «От гусеницы к бабочке» |
Май |
|
|
|
1.«Хорошо – плохо» |
Учить детей понимать изображенные ситуации и высказывать свое отношение к ним. Оценивать ситуации с точки зрения –хорошо или плохо для природы то, что вы видите. Вспомнить и закрепить правила поведения в природе. Воспитывать эмпатию к природе окружающей. |
Игра «Хорошо - плохо» с набором карточек. |
2. «Юные знатоки природы».
|
Закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные представления детей о сохранении нашей природы в первозданном виде. Воспитывать у детей чувство уважительного и заботливого отношения к природе, ее объектам. |
Экологическая викторина |
3.Диагностика |
|
|