Дополнительная общеразвивающая образовательная программа естественно-научной направленности "Мы-друзья природы" 5-6 лет

Педагогический работник Татаурова Яна Александровна.
Педагогический работник
Татаурова Яна Александровна
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов.

Программа занятий

Календарно - тематическое планирование

 

Тема занятий

Цель и задачи

Формы работы

Сентябрь

1.Диагностика

Определение уровня экологической воспитанности детей.

2.«Я и природа»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

 Учить доброму и бережному отношению к природе.

- Беседа «Что такое природа?»

- Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо, а что плохо»

- Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

3. «Живая и неживая природа»

Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе.

Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»

Решение проблемных ситуаций.

4. «Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

- Беседа«Что растет на грядке?»

- Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение.

Октябрь

1. «Дары осени»

Закреплять умение пользоваться ножницами, вырезать из больших форм малые; учить аккуратно пользоваться клеем. Учить работать коллективно.

Коллективная аппликация

2. «Осень, осень в нашем парке»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. Полюбоваться красотой осенней природы.

Прогулка по территории парка

Игра «Найди дерево по описанию»

3. «Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»

Отгадывание загадок об овощах и фруктах

Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

4. «Насекомые осенью»

Систематизировать представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего вида.

Расширять представления о среде обитания насекомых осенью.

Закреплять умение выделять различия между насекомыми по внешнему виду.

Беседа на тему «Насекомые осенью».

Словесно-дидактическая игра «Четвертый лишний».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»

Ноябрь

1.«Экология нашего города»

Формирование у детей экологического сознания – понимания необходимости поддерживать чистоту города.

Беседа «Природу должен охранять человек?»

Игра «Рассортируй мусор»

2. «Грибы»

Продолжать знакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка), дать знания о полезных свойствах грибов.

Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

3. «Летающие семена»

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Опыт «Летающие семена»

4.«Дикие звери осенью»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Просмотр фильма «Как звери готовятся к зиме»

Д/и «Кто чем питается?»

Отгадывание загадок.

Декабрь

1.«Домашние животные»

Закреплять знания о домашних животных, внешнем виде их повадках.

Уточнять названия детенышей домашних животных.

Беседа «Наши питомцы».

Викторина «Домашние животные»

2. «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки, развивать интерес к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Воспитывать у детей желание заботиться о птицах.

Беседа «Пернатые друзья»

Наблюдение за зимующими птицами на участке (ворона и воробей).

Д/И «Я загадаю, вы отгадайте»

3. «Зимушка - зима»

Расширять знания детей о зиме, представлениях о сезонных изменениях в природе, закреплять знания.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

Прослушивание песен о зиме.

4. «Из чего состоит снег?»

Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Наблюдение за снегом.

Опыт «Определение чистоты снега».

Январь

1. «Зимние месяцы»

Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах, активизировать словарный запас. Расширять знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.

Беседа о зимних месяцах.

Опыт «Замерзание воды»

Дидактические игры: «Кто больше слов придумает о зиме», «Да или нет».

2. Игра «Веселые почемучки»

 Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

Отвечаем на вопросы:

Почему у зайца длинные уши? Какое животное самое крупное? Что такое град? Почему небо голубое? Что такое солнечный зайчик? Что такое туча?

3. «Загрязнение водоемов»

Подвести детей к пониманию того, что нужно заботиться о водоемах и их обитателях в связи с тем, что жить в грязной воде трудно и опасно. Учить рассуждать и обосновывать свои предположения и умозаключения. Воспитывать желание не грязнить рядом находящиеся реки и пруды.

Беседа с детьми «Почему происходит загрязнение водоемов?»

«Уличные тени»

Показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Опыт «Уличные тени»

Февраль

1. «Наблюдение за состоянием погоды»

Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Наблюдение за погодой во время прогулки на территории детского сада.

2. «Наш город. Дом»

Закрепить с детьми о родном городе, его особенностях. Познакомить с достопримечательностями города, учреждениях (для чего они нужны, кто их строит)

Беседа с детьми «Город, в котором мы живем»

Викторина «Что? Где? Когда?»

3. «Бумага, древесина,

ткань»

 Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов. Уметь их сравнивать.

1. Беседа

2. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов.
3. Опыт с бумагой, древесиной.

4. Оригами из бумаги.

4. «Растения в нашем уголке природы»

Продолжать знакомить детей с видами комнатных растений, названиями, условиями жизни и ухода за ними. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа о комнатных растениях.

Дидактическая игра «Угадай растение».

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел»

Март

1«Дорога к доброму здоровью»

Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

2. «День воды»

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

 Беседа о воде и ее значении в жизни человека, животных и растений.

Проведение опыта «Потребность растений в воде»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

3. «Круговорот воды в природе»

Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Просмотр познавательного фильма «Путешествие капельки»

4. «Маленькие огородники»

Сформировать первичные представления о выращивании культурных растений из семян в домашних условиях и значимость данного мероприятия для будущего роста и развития растений в природе и для человека. Воспитывать трудолюбие.

Посадка лука, семян овощей и цветов на подоконнике.

Апрель

1 «Наблюдение за почками на деревьях»

Продолжать учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, учить делать вывод на основе увиденных наблюдений.

Рассматривание почек березы и тополя.

2. «Сокровища леса»

Расширять знания детей о роли леса в жизни человека, что человек получает от леса, о правилах поведения в лесу.

Рассматривание картин с изображением леса, рисование экологических знаков.

3. «Камни. Как человек использует камни»

Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.

Выставка «Такие разные камни»

4. «Как гусеница превращается в бабочку?»

1. Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о жизненном цикле бабочки.

Презентация «От гусеницы к бабочке»

Май

1.«Хорошо – плохо»

Учить детей понимать изображенные ситуации и высказывать свое отношение к ним. Оценивать ситуации с точки зрения –хорошо или плохо для природы то, что вы видите. Вспомнить и закрепить правила поведения в природе. Воспитывать эмпатию к природе окружающей.

Игра «Хорошо - плохо» с набором карточек.

2. «Юные знатоки природы».

Закрепить, обобщить и систематизировать ранее полученные представления детей о сохранении нашей природы в первозданном виде. Воспитывать у детей чувство уважительного и заботливого отношения к природе, ее объектам.

Экологическая викторина

3.Диагностика

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie