Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей 4-5 лет "Логоритмика"
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.
Вводная часть: 3-5 минут.
В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
Основная часть: от 10-12 минут.
Включает в себя:
· Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
· Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
· Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
· Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
· Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, театральные этюды, игры-диалоги и др.
· Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
· Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
· Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
· Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
· Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Заключительная часть 3-5 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
- оценка деятельности детей
Программа занятий
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность занятия – 4-5 лет, средний возраст, 20 минут (один академический час).
Тематическое содержание занятий курса «Логоритмика»
№ п/п |
Кол-во часов |
Название занятия |
Сентябрь |
2 1 1 1 |
Диагностика Прогулка в осеннем лесу Зайка – огородник «Колобок — колючий еж» |
Октябрь |
1 1 1 1 |
Полная корзинка Старичок - лесовичок Сундучок осени Город игрушек |
Ноябрь |
1 1 1 1 |
Путешествие в страну Светофорию Поиграем в поезд Кто как к зиме готовится Почему медведь зимой спит |
Декабрь |
1 1 1 1 1 |
Снежная баба Два Мороза Новогодний поезд Зимняя царица Скоро Новый год |
Январь |
1 1 1 |
Кошкин дом У кошки новоселье Мы — строители |
Февраль |
1 1 1 |
Строим дом Кем быть? Крокодил Гена идет в армию |
Март |
1 1 1 1 1 |
Мамин праздник Сказка о глупом мышонке Сказка об умном мышонке Весенняя прогулка Кто где живет |
Апрель |
1 1 1 1 |
На лесном перекрестке Будем космонавтами! Птицы Муха-Цокотуха |
Май |
1 2 1 |
Путешествие в лето Диагностика Контрольное занятие |
Итого |
37 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»